Предназначен для измерения наружных поверхностей с точностью до
0,01 мм. Основа прибора - скоба, с одной стороны на ней неподвижно
закреплена твердая пластина, а из другой выдвигается стержень с
такой же пластиной на конце. Главная деталь устройства - микрометрический
винт с шагом резьбы 0,5 мм, то есть за один оборот винта стержень
выдвигается на полмиллиметра. На неподвижном цилиндре двойная шкала,
ее нижняя часть выглядит как обычная линейка, а риски верхней делят
нижние, миллиметровые деления, пополам. Поверхность у края вращающегося
цилиндра разбита на 50 делений. Чтобы точность измерения была высокой,
микрометрический винт делают довольно коротким, поэтому диапазон
измерения микрометров обычно не превышает 25 мм. Они рассчитаны
на измерение размеров 0-25, 25-50, 50-75, 75-100 мм и более.
Как измерять? Поместите деталь между губками и вращайте поворотный
цилиндр до тех пор, пока деталь не будет зажата. Чтобы получить
точный размер и не испортить инструмент, вращайте только за "трещотку"
на цилиндре. Результат считывается следующим образом. Если последнее
деление, которое открылось при вращении подвижного цилиндра, в нижнем
ряду, значит, к этому числу целых миллиметров нужно прибавить показание
на шкале подвижного цилиндра напротив линии, разделяющей верхнюю
и нижнюю шкалы неподвижного. Если последнее деление оказалось на
верхней шкале - прибавьте к тому, что получилось, еще 0,5мм.
Микрометры перед работой нужно проверять. Протрите его губки и
сведите их вместе. Если на шкале получился размер, отличный от нуля,
еще раз протрите поверхности губок и стержня и повторите замер.
Не помогла протирка? Придется прибор отрегулировать. Ослабьте фиксирующий
винт на поворотном цилиндре и покрутите цилиндр, пока риски шкалы
не покажут ноль, Добившись этого, затяните винт. У приборов с диапазоном
измерений больше 25!мм губки свести не удастся, поэтому нужно зажать
между ними специальный стержень - калибр. Он обязательно прилагается
к инструменту.
Точности микрометра хватит, чтобы измерить наружные диаметры валов
двигателя и КП, поршней и прочих точных деталей. Кстати, измерять
поршень нужно в плоскости, перпендикулярной плоскости оси поршневого
пальца, и найти при этом максимальный размер. Он обычно расположен
в самом низу.
Толщину вкладышей коленвала обычным микрометром так просто не измеришь
- его губки плоские. Для этого предназначены приборы со сферическими
головками. Но можно обойтись и без них. Между одной из губок и вогнутой
стороной вкладыша подложите шарик от подшипника, измерьте, а затем
вычтите из результата диаметр шарика.
|