В наше время почти все современные мотоциклы
оснащаются двигателями внутреннего сгорания с четырехтактным циклом
работы. Даже те же мотоциклы Минск, которые ранее имели двухтактные
движки, сейчас работают и на четырехтактных двигателях. Аналогично и
мопеды, скутеры, все имеет четыре такта, почти все. А если взять
автомобили, здесь мы имеем только четыре такта, очень редко машина
оснащается двухтактным двигателем.
Эта статья будет полезна многим, в ней я объясню принцип работы четырехтактного двигателя.
Это поможет каждому разобраться, как внутри все происходит. А уже
понимание самого принципа действия послужит хорошим вкладов в процессе
ремонта движков. Ведь понимая структуру, будет намного проще понимать, в
зависимости от симптомов, источник и место поломки.
Принцип работы четырехтактного двигателя.
Двигатель внутреннего сгорания изобрел известный
изобретатель Отто Николаус. Случилось это чудо в далеком 1867 году. В
честь его, кстати, четырехтактный цикл работы был назван циклом Отто,
что можно иногда слышать. Это последним временем забылось, но стоит
помнить героев, которым удалось придумать такое замечательное решение –
цикл в четыре такта – цикл Отто.
А теперь к сути работы. Цикл Отто состоит из четырех
тактов: впуск, сжатие, рабочий такт и выпуск. На рисунке мы очень
хорошо видим как двигается топливо во время каждого такта и на рисунке
слева даже имеем для удобства обозначение каждого из тактов – его номер.
А теперь поочередно рассмотрим каждый такт.
Первый такт – впуск. Во время впуска, четырехтактный двигатель
всасывает в себя рабочую смесь. При этом поршень двигается в низ,
клапан впуска открывается и внутрь цилиндра поступает топливо с
воздухом.
Второй такт – сжатие. После впуска клапан закрывается и поршень
начинает двигаться обратно. Он сжимает топливо, что от давления
нагревает его и делает повышенную концентрацию, то есть делает его
взрывоопасным.
Третий такт – рабочий такт. Когда поршень подошел к самому верху, к
верхней мертвой точке, свеча зажигания выделяет искру и происходит
возгорание рабочей смеси. И из-за резкого выделения энергии от
расширения полученных газов, они начинают самостоятельно толкать поршень
в низ. Это основной такт, именно он является моментом когда
преобразовывается энергия. Остальные такты не несут силы и являются лишь
дополнением.
Четвертый такт – выпуск. Когда поршень опустился в самый низ и газ
отдал энергию, превратив ее в механическое движение, механическую
энергию, проходит четвертый такт. Во время его поршень двигается вверх,
выпуская при этом отработанные газы. Клапан выпуска в этот момент
открыт.
И все по кругу начинается, опять идет первый так, второй и т. д. Такой принцип работы четырехтактного двигателя. По сути, нет никакой сложности и все весьма понятно.
Если кто-то не понимает, почему поршень во время остальных тактов
движется. Ведь только во время рабочего такта газы двигают поршень, то
объясняю, все происходит за инерцией. Коленчатый вал является
одновременно маховиком (может быть и кроме него и дополнительный
маховик, как в автомобилях или мотоциклах ИЖ-Юпитер), который сохраняет
энергию и не дает двигателя остановиться. (В дополнение он дает
стабильность, но это другая тема.) То есть на примере объяснить инерцию
можно просто, когда вы разогнались на велосипеде и перестаете крутить вы
еще едете долго, то есть движение происходит по инерции. Или когда вы
раскручиваете переднее колесо мотоцикла который стоит на подножке оно
будет крутится и без вмешательства некоторое время. Аналогично и здесь,
поршню хватает раз дать толчок, чтобы другие три такта коленчатый вал
оборачивался самостоятельно. Извиняюсь, если многие считают глупостью
объяснять такие мелочи, просто есть мотолюбители и дети, которые не
понимают этого, для них я и пишу такие обширные объяснения иногда.
Ну вот, рассказал я про четырехтактный двигатель и
можно заканчивать. По сути к тактам нечего добавить. Все просто и
понятно, а кто еще не понял, тому нужно внимательно изучать рисунок и
еще раз перечитать весь текст. Спасибо за внимание.
|