Если штатные воздухоочистители ведут свою родословную от
автомобильных и прочих, то «нулевики» есть, по сути, фильтрующая основа,
нагороженная вокруг старой доброй «дудки», сиречь мегафона, что
увенчивал входные патрубки мотоциклов и гоночных авто с момента их
появления.
Дело в том, что эти самые скругления-сужения на «дудках» позволяют лучше
организовать резонансный процесс, происходящий на входе в патрубок.
Суть его в том, что скачки уплотнённого воздуха, при попадании его в
раструб, впротивофазе дают... отрицательное сопротивление, то есть
отчасти проталкивают воздух в карбюратор.
Естественно, при определённых оборотах (вспомним, что в гонках
используются «дудки» разной длины для настройки под конкретный режим
работы) и при должной конфигурации. Превосходный пример таких фильтров -
легендарные «кАэновские» конусы. Большой диаметр фильтра у патрубка
лучше способствует возникновению скачков уплотнённого воздуха, а
коническая боковая поверхность увеличивает пропускную способность шторы.
Одна беда: впуск нуждается ещё и в соответствующем объёме резонатора, а
здесь он скромный, а потому «заточенный» для больших оборотов. Для
меньших же нужен резонатор увеличенного объёма, в результате чего
большинство «нулевиков» (в том числе некоторые модели той же K&N)
делают цилиндрической формы. Впрочем, есть и те, кто пренебрегает
резонансным объёмом напрочь и делает фильтры в виде «дудки» немалого
диаметра, к которой приделан кусок поролона. Такая конструкция тоже
работает на снижение сопротивления, и «нуль» здесь также наблюдается -
что и фиксируют бесстрастные мощнос-тные стенды.
Вот только заводские инженеры тоже не бамбук курят, и резонансные
явления освоили в совершенстве. В результате штатные короба
воздухофильтров снижают сопротивление не хуже, а если к тому прибавить
инерционный наддув (который с «конусами» ну никак не организовать) и
переменное сопротивление потоку, то картинка будет уже далеко не столь
радужная, сточки зрения поборников ФНСов.
Природу не обманешь
А теперь перейдём от высоких материй повышения мощности к повседневным
будням, в которых фильтр должен прежде всего... Вот именно, фильтровать!
И здесь вступает в силу жёсткий регламент, гласящий для штатных
воздухоочистителей следующее. Во-первых, при расходе воздуха 80% от
максимального воздухофильтр должен создавать сопротивление потоку не
более 2,5 кПа.
Во-вторых, до забивания воздухофильтра (а таким моментом признано
увеличение сопротивления до 5 кПа) должно пройти не менее 84-х минут при
концентрации пыли в воздухе 0,4 г/м3. В-третьих, во время испытаний
фильтр может пропускать не более 1 % пыли. Надо сказать, что по первому
параметру большинство aftermarket и бумажные штатные элементы
укладываются легко, по второму - с хорошим запасом, а по третьему, как
правило, перекрывают норму в разы (иногда пропуск пыли составляет
смешные 0,14%!).
Сетчатый фильтр KN
А что тюнинговые? К сожалению, мои сведения не назовёшь абсолютными, ибо
данных по испытаниям ФНС на мотоциклах я не видел. Зато по автомобилям
повидал немало отчётов, как заводских (многие из которых не могут
считаться объективными), так и в различных автоизданиях (от нашего «За
рулём» до печатного органа британских стритрейсеров Vmaxx). На основании
десятков отчётов, полагаю, вполне можно судить о возможностях
«нулевиков» различных фирм. Тем более что «фигуранты» - изделия
пяти-шести фирм и их «клоны».
Так, вовсе не секрет, что известные и в мотомире «поролоновые» фильтры
Raid и Ramair выпускаются одним и тем же поставщиком и отличаются только
надписями; более того, Ramair поставляет фильтры многим тюнингерам,
включая Polini.
А результаты наводят на серьёзные размышления. Особенно замеры фильтров
двух, пожалуй, самых авторитетных производителей - апологета «сеток»
K&N и изготовителя самых известных в off-road мире «поролоновых»
фильтров Twin Air. На поверку эти изделия оказываются не только
принципиально разными по конструкции - их характеристики отражают
диаметрально противоположный подход к применению ФНС.
Фильтр Ramair
Так, у всех без исключения моделей «ка-энов», как «панельных», так и
«универсальных» (с одной оговоркой: классических, без предварительной
фильтрации), потрясающие показатели по снижению сопротивления на впуске,
а грязезабиваемость меньше, чем у штатных воздухоочистителей! Первое
неудивительно: тонкая полоска хлопкового нетканого материала позволяет
пропускать воздух с минимальной турбулизацией потока и к тому же
благодаря минимальной толщине и увеличенной площади дополнительно
снижать сопротивление. А вот с грязезабиваемостью всё очень весело: цена
за это - пропускание пыли в 8-19% (напомню: у штатных бумажных фильтров
- 0,16-0,99%)!
Да, на чистых европейских автобанах и «кольцевых» трассах, для коих и
предназначены изделия K&N, это нормально, но не в пыльно-сажевой
атмосфере московских улиц! Не слишком спасают положение тканевые чехлы
(опять же увеличивающие сопротивление) и даже поролоновые «предфильтры» -
такая опция тоже предусмотрена американцами (видать, они неплохо
осведомлены о проблемах своих изделий).
Полная противоположность - фильтры Twin Air. Степень очистки воздуха и
время работы до засорения у двухслойных поролоновых элементов лучше
«родных», хотя и ненамного, а защита двигателя от гидроудара как ни у
кого. Со снижением сопротивления хуже: оно достигается только в случае
установки «универсального» фильтра, защищённого в реальных условиях от
пыли куда хуже родной «кастрюли». В случае же установки «панельного»
элемента в штатный корпус сопротивление... возрастает, причём ощутимо!
У фильтров других фирм за исключением, наверное, легко забиваемых грязью
однослойных поролоновых элементов вроде упомянутого Ramair, а также
откровенной халтуры азиатского происхождения достоинства и недостатки
выражены не столь ярко, но общая картина та же - рост одних показателей
достигается за счёт других. Чудес, как видим, не бывает!
Крайняя необходимость
Так что же, ФНС - ещё один «барабан Страдивари» вроде любимого
чопперистами «гиперчарджера»? Нет, скорее, изделие ограниченного
применения. В оффроуде без «поролонок» никуда: здесь эффективная очистка
воздуха и быстрая очистка самого фильтра вкупе с «анти-гидроударностью»
важны как нигде. С «кольцом» тоже всё вроде ясно.
Фильтр TwinAir
В городе же применение «нулевика» оправдано только втом случае, когда
пропускная способность штатного воздухоочистителя далека от необходимой и
реально «придуши-вает» мотор. Но это случается лишь когда мотор
действительно форсирован (каналы-клапана-распредвалы и т. д., а не
одинокие «диноджет» и «прямоток»!), и то не всегда - часто штатный
воздухоочиститель сделан с ощутимым запасом по производительности. Во
всех остальных случаях прибавка мощности в один процент явно не стоит
мучений с еженедельной чисткой-смазкой фильтра, а то и безвременно
загубленного благодаря «внутренней пескоструйке» движка.
Тем же, кто всё же решился поставить ФНС на стандарт, прельстившись
«гоночными» видом и звуком, три рекомендации. Во-первых, перенастроить
систему питания, иначе вместо прибавки вы получите прогар поршня:
топлива форсунки/жиклёры выдают столько же, а воздуха идёт больше,
следовательно, обеднение смеси неизбежно. Второе, выбирать или
двухслойные «поролонки», или «сетки» с текстильным либо поролоновым
«пречарджером» (такие делает только K&N, и то не для всех моделей,
но их можно подобрать к «сеткам» большинства других производителей).
Третье, чем больше объём внутри фильтра и диаметр элемента у впускного
патрубка, тем лучше. И - побольше терпения в обслуживании этих весьма
капризных девайсов!