Ассоциация европейских производителей автомобилей (Association des
Constracteuis Europeen des Automobiles) - сокращенно АСЕА с 1 января
1996 года ввела свою классификацию моторных масел, которая пришла на
смену классификации ССМС и отличается более жесткими требованиями к
эксплуатационным качествам моторных масел.
По сравнению с американскими двигателями конструкция европейских
отличается большими рабочими объемами, большими оборотами, большей
мощностью, меньшей массой, более тяжелыми городскими режимами
эксплуатации.
Европейские стандарты АСЕА более строги к свойствам моторного масла,
чем американские. В связи с этими в Европе все испытания моторных масел
происходят на европейских двигателях по своим собственным методикам, но
тем не менее, используются некоторые американские физико-химические и
моторные методы испытания по SAE, API, и ASTM. Дополнительно
проверяются стойкость загущенных масел к механической деструкции,
совместимость масел с эластомерами, сульфатную зольность, которая
должна быть не более 1,5% у масел категории А, не более 1,8% у масел
категорий В и не более 2,0% у масел категорий Е. Как следствие, у
многих европейских классов АСЕА нет соответствия с классами API.
Классификация АСЕА делит моторные масла на три категории:
А - для бензиновых двигателей легковых автомобилей.
В - для дизельных двигателей малой мощности, предназначенных для легковых и грузовых автомобилей малой грузоподъемности.
Е - для мощных дизельных двигателей, предназначенных для тяжелых
грузовых автомобилей, автобусов, тракторов. Чем больше цифра, стоящая
после буквенного обозначения, тем выше класс масла, выше его
эксплуатационные качества.
В связи с новыми требованиями к качеству моторного масла со стороны
производителей классификация постоянно дорабатывается, при этом
изменяют код года и тем определяется новый класс (например, А3-98
заменен на А3-02).
Классификация моторных масел AСЕА 2002 года.
Класс AСЕА |
Область и условия применения |
Для бензиновых двигателей легковых автомобилей |
A1-02 |
Моторные масла с низкой вязкостью,
обеспечивающие надежное смазывание двигателя при высоких скоростях
сдвига и повышенной температуре, что обеспечивает заметную экономию топлива.
Обладают высокими противоизносными свойствами, хорошей
термостабильностью, минимальным образованием отложений. Применяется в
двигателях, у которых требования к маслам по вязкости при высокой
скорости сдвига не превышает 3,5 мПа·с. |
A2-96 выпуск 3 |
Универсальные масла для умеренно форсированных двигателей с нормальным интервалом замены масла. |
A3-02 |
Универсальные масла для форсированных
двигателей с увеличенным интервалом замены. Масла всесезонные, с низкой
вязкостью, предназначенные для эксплуатации в тяжелых условиях. |
A4-XX |
Зарезервировано для перспективных двигателей. |
A5-02 |
Моторные масла для высокофорсированных
двигателей с низкой вязкостью, обеспечивающие надежное смазывание
деталей при высоких скоростях сдвига и повышенной температуре, что
обеспечивает заметную экономию топлива |
Для дизельных двигателей легковых автомобилей |
B1-02 |
Моторные масла с низкой вязкостью,
обеспечивающие надежное смазывание двигателя при высоких скоростях
сдвига и повышенной температуре, что обеспечивает заметную экономию
топлива. Обладают высокими противоизносными свойствами, хорошей
термостабильностью, минимальным образованием отложений. Применяется в
двигателях, у которых требования к маслам по вязкости при высокой
скорости сдвига не превышает 3,5 мПа·с. |
B2-98 выпуск 2 |
Универсальные масла для умеренно форсированных двигателей с раздельной камерой сгорания и нормальным интервалом замены масла. |
B3-98 выпуск 2 |
Универсальные масла для
форсированных двигателей с увеличенным интервалом замены. Масла
всесезонные с низкой вязкостью, предназначенные для эксплуатации в
тяжелых условиях. |
B4-02 |
Масла для форсированных двигателей с
непосредственным впрыском топлива, с увеличенным интервалом замены
масла. Масла всесезонные с низкой вязкостью, предназначенные для
эксплуатации в тяжелых условиях, стойки к разрушению. |
B5-02 |
Моторные масла с низкой вязкостью,
обеспечивающие надежное смазывание двигателя при высоких скоростях
сдвига и повышенной температуре, что обеспечивает заметную экономию
топлива. Масла стойкие к разрушению, с увеличенным интервалом замены. |
Для мощных дизельных двигателей тяжелых грузовых автомобилей |
E2-96 выпуск 4 |
Моторные масла для двигателей с
турбонаддувом и без него, работающих в средних и тяжелых условиях, с
нормальным интервалом замены масла. |
E3-96 выпуск 4 |
Моторные масла для двигателей,
работающих в тяжелых условиях, с увеличенным интервалом замены масла.
Обладают стойкостью к старению и разрушению, высокими моющими
свойствами, обеспечивают меньший износ двигателя. Соответствуют
экологическим стандартам Евро I и Евро II по выбросу вредных веществ. |
E4-99 выпуск 2 |
Моторные масла для
высокофорсированных двигателей, работающих в тяжелых условиях, с
увеличенным интервалом замены масла. Обладают стойкостью к старению и
разрушению, высокими моющими свойствами, обеспечивают меньший износ
двигателя. Соответствуют экологическим стандартам Евро I, Евро II и
Евро III по выбросу вредных веществ. Обладают улучшенными свойствами по
сравнению с классом E3-96 выпуск 4. |
E5-02 |
Моторные масла для высокофорсированных
двигателей, работающих в тяжелых условиях, с увеличенным интервалом
замены масла. Обладают стойкостью к старению и разрушению, высокими
моющими свойствами, обеспечивают меньший износ двигателя и препятствуют
образованию отложений в турбокомпрессоре. Соответствуют экологическим
стандартам Евро I, Евро II и Евро III по выбросу вредных веществ.
Обладает улучшенными свойствами по сравнению с классом E3-96 выпуск 4. |
История развития классификации ACEA
Редакция классификации |
ACEA 1996 |
ACEA 1998 |
ACEA 1999 |
ACEA 2002 |
Бензиновые двигатели легковых автомобилей |
A1-96 |
A1-98 |
A1-98 |
A1-02 |
A2-96 |
A2-96 вып. 2 |
A2-96 вып. 2 |
A2-96 вып. 3 |
A3-96 |
A3-98 |
A3-98 |
A3-02 |
- |
- |
- |
Резерв |
- |
- |
- |
A5-02 |
Дизельные двигатели легковых автомобилей |
B1-96 |
B1-98 |
B1-98 |
B1-02 |
B2-96 |
B2-98 |
B2-98 |
B2-98 вып. 2 |
B3-96 |
B3-98 |
B3-98 |
B3-98 вып. 2 |
- |
B4-98 |
B4-98 |
B4-02 |
- |
- |
- |
B5-02 |
Дизельные двигатели грузовых автомобилей |
E1-96 |
E1-96 вып. 2 |
исключен |
исключен |
E2-96 |
E2-96 вып. 2 |
E2-96 вып. 3 |
E2-96 вып. 4 |
E3-96 |
E3-96 вып. 2 |
E3-96 вып. 3 |
E3-96 вып. 4 |
E4-99 |
E4-99 вып. 2 |
E5-99 |
E5-02 |
|