Согласно ГОСТа отечественные моторные масла обозначаются следующим образом: М12Г1, М5/12Г, М6з/10Г1.
Буква (М) обозначает, что это масло моторное.
Цифра (12) обозначает класс вязкости.
Если масло всесезонное, то вводится двойное обозначение разделенное знаком дроби (5/12).
Если в масле применяется загуститель, то после цифры ставится буква "з" (6з).
Буква после числового значения обозначает эксплуатационные качества (Г).
В конце ставится индекс (1 или 2). Индекс 1 обозначает, что масло
предназначено для бензиновых двигателей, а индекс 2 обозначает, что
масло предназначено для дизельных. Если обозначения нет, то это значит,
что масло может применяться в обоих типах двигателей.
Классификации моторных масел по уровню качества ГОСТ 17479.1-85
| Группа масел |
Область и условия применения |
| А |
|
Моторные масла для нефорсированных бензиновых и дизельных двигателей. |
| Б* |
Б1* |
Моторные масла для
нефорсированных бензиновых двигателей. Содержат присадки против
высокотемпературных отложений и коррозии двигателя. Соответствует
классу SC по классификации API. |
| Б2* |
Моторные масла для нефорсированных дизельных двигателей. Соответствует классу CA по классификации API. |
| В |
В1 |
Моторные масла для
среднефорсированных бензиновых двигателей. Масла стойкие к окислению и
образованию отложений. Соответствует классу SD по классификации API. |
| В2 |
Моторные масла для среднефорсированных
дизельных двигателей. Масла обладают противоизносными и
антикоррозийными свойствами. Содержат присадки против
высокотемпературных отложений. Соответствует классу CB по классификации
API. |
| Г |
Г1 |
Моторные масла для
высокофорсированных бензиновых двигателей, работающих в тяжелых
условиях. Масла стойкие к окислению и образованию отложений. Обладают
хорошими антикоррозийными свойствами. Соответствует классу SE по
классификации API. |
| Г2 |
Моторные масла для высокофорсированных
дизельных двигателей с турбонаддувом или без него. Масла стойкие к
окислению и образованию отложений. Содержат присадки против
высокотемпературных отложений. Соответствует классу CC по классификации
API. |
| Д |
Д1 |
Моторные масла для
высокофорсированных бензиновых двигателей, работающих в более тяжелых
условиях, чем для масла группы Г 1. Соответствует классу SF по
классификации API. |
| Д2 |
Моторные масла для высокофорсированных
дизельных двигателей с турбонаддувом или без него, работающих в тяжелых
условиях. Масла, стойкие к окислению и образованию отложений. Содержат
присадки против высокотемпературных отложений и коррозии двигателя.
Обладают высокой нейтрализующей способностью, хорошими противоизносными
свойствами. Соответствует классу CD по классификации API. |
| Е |
Е1 |
Моторные масла для
высокофорсированных бензиновых двигателей, работающих в более тяжелых,
чем для масла группы Д1. Соответствует классу SG по классификации API. |
| Е2 |
Моторные масла для высокофорсированных
дизельных двигателей, работающих на топливе с большим содержанием серы.
Обладают хорошими противоизносными свойствами, стойкие к разрушению.
Соответствует классу CF-4 по классификации API. |
* - отмечены группы, исключенные из классификации
Классификация моторных масел по вязкости ГОСТ 17479.1-85
Вязкость - это одна из важнейших характеристик всех масел. Согласно ГОСТа, масла делятся на три категории: зимние, летние и всесезонные.
Летние масла проверяют только по минимальному уровню вязкости при температуре t = 100°С.
Зимние масла проверяют по минимальному уровню вязкости при температуре t = 100°С и по максимальной вязкости при t = -18°С.
Всесезонные масла проверяют по минимальному уровню вязкости при температуре t = 100°С и по максимальной вязкости при t = -18°С
Классификации моторных масел по вязкости ГОСТ 17479.1-85
| Класс вязкости |
Класс по SAE |
Минимальная кинематическая вязкость при t = 100°С (мм2/с) |
Максимальная кинематическая вязкость при t = -18°С (мм2/с) |
| 3з |
5W |
3,8 |
1250 |
| 4з |
10W |
4,1 |
2600 |
| 5з |
15W |
5,6 |
6000 |
| 6з |
20W |
5,6 |
10400 |
| 6 |
20 |
5,6...7,0 |
- |
| 8 |
20 |
7,0...9,5 |
- |
| 10 |
30 |
9,5...11,5 |
- |
| 12 |
30 |
11,5...13 |
- |
| 14 |
40 |
13,0...15,0 |
- |
| 16 |
40 |
15,0...18,0 |
- |
| 20 |
50 |
18,0...23,0 |
- |
| 24 |
60 |
23,0:26,1 |
- |
| 3з/8 |
5W-20 |
7,0...9,5 |
1250 |
| 4з/6 |
10W-20 |
5,6...7,0 |
2600 |
| 4з/8 |
10W-20 |
7,0...9,5 |
2600 |
| 4з/10 |
10W-30 |
9,5...11,5 |
2600 |
| 5з/10 |
15W-30 |
9,5...11,5 |
6000 |
| 5з/12 |
15W-30 |
11,5...13 |
6000 |
| 5з/14 |
15W-40 |
13,0...15,0 |
6000 |
| 6з/10 |
20W-30 |
9,5...11,5 |
10400 |
| 6з/14 |
20W-40 |
13,0...15,0 |
10400 |
| 6з/16 |
20W-40 |
15,0...18,0 |
10400 |
|