Молодое «безголовое» существо несется в плотном потоке на скутере,
протискиваясь между автомобилями, обгоняя справа маршрутки,
подъезжающие к остановке, бездумно перестраиваясь на перекрестках, или
распугивая пешеходов, мчится по тротуару, бибикая сигналкой, под смех и
улюлюканье такого же «безбашенного» на пассажирском сидении. Легкая
курточка, шортики и кроссовки, ни шлема, ни очков, ни перчаток, лишь
всепоглощающее ощущение собственной «крутости». Знакомая картина? Молодые мамаши в автобусе: – А мы своему тоже скутер купили. Он «пятерку» в году принес, так пришлось… – А он хоть водить умеет? – Да что там уметь? На него же «права» не нужны!
Тоже знакомо?
А лежащая под «КАМАЗом» Honda «Dio», пятна крови на асфальте и
трясущийся водитель, бессмысленно повторяющий «Я его не видел…Я его не
видел!»? Ничего не напоминает?! Поэтому хочу обратиться к Вам,
да, именно к Вам – ко всем и каждому! Ведь все согласны с тем, что «С
этими малолетками нет сладу!...», но мало кто знает, как важно
ощетинившемуся, словно еж, колючками недоверия подростку почувствовать
к себе внимание и понимание взрослых. Стайки ребятишек, вертящихся
вокруг счастливого обладателя скутера, есть в каждом дворе и на каждой
улице. Их становится все больше, а места для тренировки все меньше. Нет
больше пустырей и спортплощадок, нет секций мотокросса и картинга. Есть
двор, проезжая часть и растущее чувство самолюбия, которое
подпитывается подражанием крутым «ездюкам» из телевизора. Именно в ваших силах все изменить!
Собрать деньги и энтузиастов для восстановления секций во всех городах
уже практически невозможно, да и ездить будущим водителям придется в
условиях современного города, а не на треке. Мы не можем запретить
детям садиться на скутер. Но мы можем им помочь обрести базовые навыки
вождения, объяснить принципы поведения в экстремальных ситуациях. Ведь
малолетка знает, что иметь два колеса – это «круто» (любимое слово
тинэйджеров), но что делать, когда перед тобой резко тормозит и
«Газель», и «девятка», а места между ними катастрофически мало?! В
последнюю секунду привычно вырывается слово «Мама!». Но мама тоже этого
не знает! Стоя у плиты, готовя обед подростку, который должен приехать
из школы, а через 15 минут тихо сползая по стенке, когда сухой голос в
телефонной трубке просит приехать на опознание… Куда рулить, если
на перекресток неожиданно врывается иномарка? Как не вылететь из седла
и с дороги в заносе? Они не знают, но мы-то водители, мы знаем и готовы
поделиться этим знанием! Подростки не читают книг и «МотоДрайв», зато
они хорошо постигают все на личном примере. И, к тому же, они хорошо
знают Вас – дядю, соседа, старшего брата, бой-френда сестры, работника
супермаркета напротив, отцовского коллегу, просто серьезного дядьку в
коже на мотоцикле… Я прошу от Вас немногого: немного участия к
тем, у кого в голове пока еще полный «мусорник» (и часто не по их
вине), немного времени (отдайте каждый, сколько не жалко), немного
усилий, чтобы превратить бесцельные гонки по тротуару, опасные вылазки
за город, бунтарские, глупые и опасные игры на перекрестках – в
организованные занятия по технике вождения, стант-райдингу, кольцевым
гонкам, или даже кроссу! Не проходите мимо, возьмите «шефство» над
соседскими и просто знакомыми мальчишками, останавливайте явно
нарушающих правила подростков. В самом деле, не бабушкам, же, сидящим у
подъезда, этим заниматься! Надо дать понять, что их выходки не остаются
незамеченными, и больше не будут сходить им с рук. Тех же, кто
стремится к общению, мягко, но настойчиво подведите к необходимости эти
правила осваивать.
Только не начинайте разговор с авторитетного: «Слышь, пацан, че дядя
скажет…». Для начала лучше поинтересуйтесь техникой: «Ух ты, какой
красивый! А чей? Твой? Ну… Скоко жрет, скоко прет?». Сразу дайте
понять, что одобряете их позицию: «Да, молодцы, большие уже, пора
что-нибудь водить», «Да вот, хочу сыну (братишке, племяшке) тоже такой
купить. Давай-ка, покажи, на что он способен! А ты можешь?..», «А кто
может вот так? (объехать «змейкой» кирпичи, или бутылки на асфальте,
сделать «восьмерку», затормозить именно у этого дерева, а не через 20
метров, проехать по линии...). А вот у меня сосед (брат, сын) может…
(придумайте трюк, а лучше покажите – демонстрация собственных навыков
вождения поднимет Ваш авторитет). Если ребенок сложно идет на
контакт, эффективно взять его на «слабо»: «Не-е, ты так не сможешь! Да
ну! Ты ж ни одного знака не знаешь!» (далее чертите знаки на асфальте и
просите объяснить значение). «А этот? Молодец, а этот?» И
хвалите, хвалите за каждый правильный ответ, за каждый выполненный
трюк! Постарайтесь объяснять им буквально все: «Нет, «мелкий», если ты
едешь позади и справа автомобиля – ты попадаешь в «мертвую зону»,
которую не перекрывают зеркала и водитель тебя не видит». Далее,
(подростки любят рассказы) повествуйте о дорожных ситуациях от «первого
лица»: «А вот, помню, ехал я…». Став «душой» их компании, Вы сможете
эффективно повлиять на мировоззрение будущих (не сомневаюсь) водителей,
привить правильное отношение к технике и собственной безопасности.
Солидный посторонний человек, зачастую, пользуется у подростка большим
авторитетом, чем, к сожалению, семья и школа. Воспользуйтесь этим, пока
не поздно. Сделайте встречи более регулярными, например: по
пятницам – групповой выезд на площадку, на грунтовку, если есть
возможность – на трек. Также важный момент – экипировка. Это
ничего, если дите «соприкоснулось» с асфальтом на тренировке. Есть
повод продемонстрировать свою «защиту». Нужно дать понять, что шлем,
очки, перчатки и курточка в нашивках – не столько «необходимо», сколько
«круто». «А вот такой шлем в наклейках – «Вау!», а куртка со вставками
– «Супер, как у Валентино Росси!». И пусть он Вале в глаза не видел,
слова «модно» и «круто» сделают вещь суперактуальной.
Постарайтесь дать максимум знаний и никогда не высмеивайте никого из
малышей перед остальными! Найдите возможность сказать об ошибках
наедине. Вместе с тем, любые «выпендривания» пресекайте сразу: «Ах,
неинтересно?! Тогда я пошел заниматься с… (выдумайте еще одну такую
группу) – они-то понимают, что скоро станут круче всех, а вы ведете
себя, как малышня!». Поначалу может быть сложно, но, ведь мы на
то и взрослые, чтобы помогать детям преодолевать трудности! Или Вы еще
не достаточно повзрослели? Время идет и многим моим знакомым уже
«не слабо» заниматься с малышней. У всех нас есть младшие братья,
племянники, соседские мальчишки, у многих уже свои дети выросли… Молодое поколение только начинает понимать, как прекрасен Этот Свет, так не дадим же им бездумно переселиться на Тот! Текст: Ольга Павлова Фото: предоставлены автором
|