Чтобы потом никто не написал "Идиот"... Режиссеру наших
судеб, если он, конечно, есть, похоже, явно доставляет наибольшее
удовольствие просмотр сцены ДТП с участием мотоциклиста. И он ее, судя
по прошедшему сезону, нередко заставляет исполнять "на бис"… Но не
стоит забывать еще об одной главной роли, в которой мы все можем
оказаться так же неожиданно! В любой день и час на наших глазах может
произойти очередная трагедия, предсказать которую заранее мы не в
силах, но перейти от роли безмолвного статиста к роли добровольного
помощника (а нередко и спаситаля) по силам каждому! Наблюдая ситуацию
со стороны и оставшись невредимым, вы заведомо находитесь в более
выгодном и легком положении, чем лежащий на асфальте или даже своего
мотоцикла несчастный человек. Даже если, он получил небольшие, на
первый взгляд, повреждения поверьте, в этот момент ему тяжело даже
мыслить адекватно, а не то что управлять ситуацией! Даже не осознавая
этого, он ждет помощи со стороны, и отказать ему в ней — занятие
недостойное настоящего мужчины.* Помочь пострадавшему вы можете
многим.** И хочу вас предупредить, что после прочтения этой статьи ваша
отговорка "Я не знал, что делать", будет действительно отговоркой.
Итак, разберем распространенную ситуацию — столкновение мотоцикла с
препятствием и последующий вылет из седла его водителя. Как поступить
свидетелю ДТП? Во-первых: взять себя в руки. Если вы чувствуете
слабость, подкатывающую тошноту — сделайте несколько раз интенсивный
вдох, а выдох должен быть более плавным и продолжительным. Несколько
раз хлопните в ладони и разотрите ими лицо и шею. Осмотритесь, если
кто-то проявляет признаки истерики — встряхните его и отправьте
подальше от места аварии. Все, на большее нет времени — переходите к
активным действиям. Чтобы самому не теряться в такой неожиданной и
нервной ситуации, запомните три слова: ВРЕМЯ; "СКОРОЙ"; ПЕРЕЕХАТЬ.
ВРЕМЯ — во-первых: необходимо запомнить точное время происшествия, оно
понадобится медикам (легче вычислить степень кровопотери и тяжесть
состояния), и “ДАЙцам” (для составления протокола). Также важная
деталь: кидаться на помощь пострадавшим нужно только после того, как
все транспортные средства, участвовавшие в столкновении (и их
разлетающиеся части) остановятся. К сожалению, многие спасатели,
пренебрегшие этим правилом, увозились той же "скорой". "СКОРОЙ"
— неотложку нужно вызвать как можно раньше: звоните по "мобильному"
(связывайтесь только через “SOS” оператора сотовой связи — дежурный
"скорой", видя звонок с мобильного телефона, частенько просто бросает
трубку — проверено), в городе просите продублировать звонок со
стационарного телефона (и не один раз), на трассе нужно останавливать
маршрутки или фуры (большинство их водителей ездят "под рацией").
Просите оставить вам аптечку и передать информацию о происшествии на
ближайший пост ДАИ. Место аварии, как и состояние пострадавшего, нужно
описать по телефону наиболее детально и точно. Главное — добиться
ответа "Вызов принят, ожидайте". ПЕРЕЕХАТЬ — а также добить
окончательно пострадавшего и травмировать вас может встречное или
попутное транспортное средство. Поэтому, в-третьих, перед началом
оказания помощи необходимо место аварии отгородить и обозначить (любым
крупным предметом, отнесенным на 100 шагов назад в попутном и на
столько же вперед, во встречном направлении). Кофры, шлем, покрышка,
(остановите машину и перекройте ею полосу), собственный мотоцикл — это
может быть то, чем следует оградить себя и пострадавших. Включите
"аварийку". Когда под рукой ну совсем ничего нет — даже часть одежды,
придавленная камнем к асфальту, привлечет внимание и заставит
водителей объехать вас, или, по крайней мере, затормозить. Если
мотор мотоцикла все еще работает, то заглушите его как можно быстрее,
если не ключем зажигания, то выключателем на руле — разлившееся топливо
может вспыхнуть от случайной искры. Теперь нужно заняться ранеными.
(Несмотря на то, что в данный момент мы рассматриваем самый
распространенный вариант: столкновение мотоцикла с препятствием и
последующий вылет из седла его водителя, пострадавших может быть
несколько — пассажир мотоцикла, автомобиля, с которым произошло
столкновение, его водитель, прохожие). Их надо выявить как можно раньше
и дифференцировать по степени полученных травм. Тех, кто в состоянии
передвигаться самостоятельно, переместите подальше от опрокинутого
мотоцикла или автомобиля. В первую очередь займитесь лежащими, или
находящимися без сознания.*** Постарайтесь привлечь несколько
помощников (пока один ограждает место аварии, другой звонит 03) —
выиграете драгоценное время. К тому же, кого-то задержит ГАИ для
составления протокола, а кому-то надо будет сопровождать пациентов
"скорой". Соберите личные вещи пострадавшего (определив их
принадлежность, если раненых несколько) и отправьте их с ним в
"скорой". ГАИ имеет право забрать только водительское удостоверение и
техпаспорт ТС. Попытка забрать остальные вещи, как то: деньги, паспорт
(его отбирают только у арестованных), незаконна. Также нельзя
допустить, чтобы машину с пострадавшим задерживали, а тем более,
пытались его допросить. В такой момент человек не может мыслить
адекватно и способен даже признать продиктованную ему вину, лишь бы его
скорей отпустили. Если пострадавший находится без сознания, найдите в
его записной книжке или мобильном телефоне несколько телефонных
номеров, подходящих под категорию "муж", "жена", "брат", "сестра",
"начальник" и, позвонив по ним, кратко опишите его состояние, сообщите
номер больницы, в которую его везут, свое имя и номер телефона.
Попросите их немедленно приехать в больницу. (Чтобы врачи, видя живую
гарантию возмещения потраченных препаратов, не откладывали необходимые
процедуры) Бывает, что к моменту, когда пострадавшего увезли, его вещи
собрать не успели, или вам отказали, сославшись на то, что "Скорая — не
грузовое такси". В таком случае, составив предварительно подробный
список, который заверят два свидетеля, вещи передают на хранение либо
инспектору, либо (если возьмете на себя этот труд) — вам. Это очень
скользкий момент, которого все избегают, боясь неоправданных претензий
за пропавшие или испорченные вещи, поэтому, постарайтесь, если это
возможно, вызвать родственников человека, которого увезла "скорая", на
место ДТП. Тем более, что предстоит еще решить вопрос с его мотоциклом.
Раньше ТС, участвовавшее в аварии, забирали на штрафплощадку
"автоматом", для проведения экспертизы. Сейчас родственники или
представители пострадавшего могут договориться с инспектором оставить
мотоцикл на ближайшей охраняемой стоянке или даже отогнать его домой,
пообещав предоставить на экспертизу по первому требованию. (Конечно,
этот вариант предпочтительнее, потому что велика опасность получить
мотоцикл со штрафплощадки значительно разукомплектованным).
Без бумажки мы — букашки.
Что же такое "протокол"? В сущности, этим неприятным словом
обозначается подробная запись хода или результата какого-либо
действия, или опроса. После составления эта бумага предоставляется двум
— трем свидетелям, которые своей подписью подтверждают, что все так и
происходило. И документ этот вступает в силу только после подписания.
Содержание протокола ДТП каждый раз зависит от добросовестности
составляющих его инспекторов, но следующая информация должна
присутствовать обязательно: - Схема ДТП; - фамилия и звание инспектора, составлявшего протокол; - данные участников ДТП (номера ТС, ФИО, возраст и домашние адреса его участников); - точное время и точный адрес места происшествия (если оно произошло в черте города); - ФИО свидетелей, их возраст, контактный телефон и домашний адрес (вы вправе ничего, кроме этого, не сообщать);
- номер машины "скорой помощи" и данные бригады, заключение о степени
тяжести полученных травм (выдается врачом "скорой помощи").
Посмотрите также, правильно ли записаны погодные условия (дождь, туман,
гололед и так далее). Эту же информацию (в свободной последовательности
и форме) запишите у себя на любом клочке бумаги и сохраните, в будущем
это пригодится. Проверив наличие и правильность занесенных в протокол
данных, заполните зигзагообразным прочерком пустое место между словами,
которыми заканчивается содержание документа и вашей подписью. На том же
свободном месте вы имеете право выразить свои замечания, если протокол,
по-вашему, составлен неверно, или не полностью. К примеру: "Схема ДТП
отсутствует. Время ДТП указано неверно. С протоколом не согласен”, и
так далее. Если же все указано правильно, пишите: "С протоколом
ознакомлен" и подпись. (Именно "ознакомлен", а не "согласен"!)
Все вышеперечисленное касается также ситуации, когда мотоциклист
пострадал, а другое транспортное средство скрылось с места ДТП. Но если
наш “герой” на ваших глазах протаранил забор, при этом не задев ни
машин, ни прохожих, что-нибудь себе отбил или сломал — пока он
находится в сознании, лучше помогите ему пристроить мотоцикл и,
отправив его на "скорой", оформите травму, как "бытовую" — избавьте его
от головной боли и разборов. Самым лучшим и радостным будет,
конечно, вариант, когда мотоциклист, совершив полет (и никого при этом
не зацепив), самостоятельно встанет, отряхнется и, проявляя завидное
проворство, поднимет свой мотоцикл. Красочно опишет, употребляя
нецензурные отглагольные прилагательные, свое отношение к ситуации, и
дорожному движению вообще, "прыгнет на коня" и уедет. В таком случае —
можете сделать то же самое. Во всех остальных случаях — запомните то,
что только что прочитали и удачи вам! Автор: Ольга Павлова
|