Меню сайта
Категории каталога
Аварии [1]
Помощ [2]
Поиск
Друзья сайта
  • Продажа скутеров в г. Мелитополе
  • Магазин Begemoto
  • "JAWA-CLUB" КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ МОТОТЕХНИКИ
  • АЛЬФАМОТО
  • MOTO.com.ua
  • Донецкий Скутер Клуб
  • МотоВелоТехника
  • Харьковский Независимый Скутер Клуб
  • Карта Украины
  • Сайт байкеров Полтавы
  • Статистика

    Онлайн всего: 22
    Гостей: 22
    Пользователей: 0
    Мини-чат
    300
    Четверг, 21.11.2024, 23:50
    Приветствую Вас Гость | RSS
    Главная | Регистрация | Вход
    DELTA
    Форма входа
    Главная » Статьи » Здоровье. » Помощ

    Спасение «утопающих» – дело рук... окружающих
       Статью консультирует Замлинский Анатолий Степанович, врач-травматолог высшей категории, 9-й городской больницы г. Луганска.

       С первых же слов нашей беседы Анатолий Степанович попросил четко разделять первую неотложную (доврачебную) и первую медицинскую помощь. Мотоциклист (скутерист), как наиболее уязвимый участник дорожного движения, очень часто страдает не только от сбившего его транспортного средства и от своего мотоцикла, но и от грубо и неправильно оказанной недождавшимися приезда врачей «доброжелателями» первой медицинской помощи. Чаще всего – это попытка вправить сломанную или вывихнутую конечность, неправильно организованная транспортировка, но возможно и введение препаратов, вызывающих аллергию (хотя бы даже новокаина), и переохлаждение (когда при прохладной погоде, в поисках ран на теле, пострадавшего излишне раздевают). Существует две крайности, в которые впадать нежелательно и даже опасно: первая – сомневаясь в своих силах, не делать ничего, «чтобы не было хуже», а вторая – бросаться оказывать помощь с излишним рвением, пытаясь заменить своей интуицией УЗИ, рентген и стетоскоп. Золотая середина есть, и она состоит в том, чтобы добившись гарантированного приезда «скорой», оказать раненому первую неотложную помощь (если она потребуется) и помочь ему продержаться до приезда медиков.
       Прежде чем делать что-либо с пострадавшим, нужно оценить его состояние и степень его сознания. Подбежав к неподвижно лежащему человеку (который может после аварии находится достаточно далеко от места столкновения: в кювете, под машиной, или собственным мотоциклом), сначала уберите то, что блокирует к нему доступ, но самого раненого постарайтесь не двигать. Осторожно проверьте пульс на сонной артерии (фото 1) и прислушайтесь к дыханию. Полезно открыть пострадавшему рот и проверить, не мешает ли дыханию какое-то механическое препятствие (язык, зубные протезы). Если пульс есть, дыхание тоже, хоть и слабое, но более-менее равномерное, а пострадавший находится без сознания – НЕ пытайтесь приводить его в чувство! Придя в сознание, он тут же почувствует, КАК ему больно! Справиться с болевым шоком на дороге, без соответствующих знаний и медикаментов вам будет не под силу, а вот раненому умереть – очень даже запросто! Помощь такому пострадавшему – это обнаружение и перевязка ран. В холодную погоду – укрыть, обеспечить тепло, если он придет в сознание – обеспечить покой (не давайте вставать или активно двигаться, даже если он уверяет, что все с ним в порядке – потеряв сознание от удара, он уже «заработал», как минимум, сотрясение мозга). ВСЕ время «отключки» нужно, находясь рядом с ним, проверять наличие пульса и дыхания, чтобы, если они пропадут, не потеряв драгоценного времени, немедленно начать реанимацию. Нужно также сместить вбок язык, чтобы предотвратить его западение, а иногда и вытащить его изо рта. Медики фиксируют язык специальным зажимом, вам же, в случае необходимости, придется воспользоваться булавкой – пристегнуть язык к одежде, или к щеке.

       Снимать или не снимать шлем – вопрос индивидуален для каждой ситуации. Даже если человек одет в защитную экипировку, это не гарантирует отсутствия скрытых повреждений (травмы позвоночника, перелома шеи), при которых резкое необдуманное перемещение может сделать человека инвалидом. Снимать шлем надо только в том случае, если он мешает провести необходимое искусственное дыхание, или когда вы видите, что из под него обильно течет кровь (чтобы ее остановить), во всех остальных случаях – дождитесь разрешения врача. (Если человек охотно катается в шлеме на мотоцикле – почему бы ему спокойненько в нем не полежать?). Снимать «котелок» желательно вдвоем (фото 2). Один фиксирует голову, держа затылок и нижнюю челюсть, второй – разводя в стороны застежки, снимает шлем в направлении от подбородка к темени. Голову в это время можно чуть-чуть приподнять.
       Искусственную вентиляцию легких и закрытый массаж сердца начинайте сразу же, как только обнаружите, что у пострадавшего отсутствует пульс и дыхание. Процедура эта достаточно простая, но физически тяжелая, тем более, что проводить ее почти всегда нужно до самого приезда медиков, поэтому привлечь к ней желательно 3-4-х человек, чтобы сменять уставших.

       Запомните и всегда соблюдайте приведенную ниже последовательность:
       1. Уложите пострадавшего на спину. Расстегните ему куртку, воротник (удалите все, что затрудняет дыхание). Под плечи (а не под голову или шею!) положите валик одежды, толщиной в руку. Расположитесь сбоку от его головы, сидя (или стоя на коленях).
       2. Пальцем, обмотанным бинтом, или кусочком одежды, максимально очистите рот пострадавшего, слегка наклонив его голову набок (удар при столкновении, а иногда и прямое сдавливание, выжимает из человека и завтрак, и вчерашний ужин – доступ воздуха к легким может быть перекрыт).
       3. Поверните голову пострадавшего прямо и слегка запрокиньте ее назад. Откройте ему рот. Придерживая одной рукой нижнюю челюсть, вторую положите на лоб реанимируемого, большим и указательным пальцем зажмите ему нос, чтобы воздух не выходил через него (хорошо, если есть возможность проводить искусственное дыхание через носовой платок, или бинт).
       4. Сделайте глубокий вдох и, прижав свой рот ко рту пострадавшего, вдувайте воздух из своих легких в его. Поднимающаяся при этом грудная клетка, показывает эффективность ваших действий. Сделав два-три глубоких вдувания воздуха, приступайте к массажу сердца.

       5. Запуская сердце «с толкача», мы сдавливаем его между позвоночником и грудиной, прогибая ее вниз на 5-7 см. Эффективно сделать это можно, только используя вес своего тела, поэтому разместитесь сбоку от реанимируемого (лучше на коленях), положите одну руку основанием ладони на его нижнюю часть груди, обоприте на первую руку вторую и, держа локти прямо, сгибательными движениями корпуса резко толкните грудь пострадавшего вниз (помните: 5-7 см, не меньше) (фото 3). Толчки нужно производить с интервалом около секунды (например, проговаривая между ними про себя «и – раз – и»). Если реанимацию проводит один человек, то после 10-ти нажатий следуют два вдоха (во время вдоха нажатие не проводят), если работают два человека – на один вдох следует 5 нажатий*. Во время массажа проверяйте, есть ли пульсация на сонной артерии, если да – значит вы все делаете правильно. Каждые две-три минуты, прекратив надавливания, пробуйте пульс. Иногда удается добиться восстановления самостоятельной сердечной деятельности, но искусственное дыхание приходится продолжать.

       Третий аспект, непосредственно угрожающий человеческой жизни – массивное кровотечение. Чаще всего под это понятие подпадает артериальное – когда яркая алая кровь бьет струей, или толчками обильно выливается из раны, хотя и разрыв крупной вены тоже очень опасен. Если артериальное кровотечение возникло на конечности, его останавливают наложением жгута, если же рана находится на шее, голове, или туловище – ее нужно поскорее заткнуть сначала хотя бы рукой, а затем любым перевязочным материалом и перебинтовать. Наложение жгута (или закрутки) производят выше места кровотечения на 10-20 см (кроме шеи). В этой несложной операции есть одно главное правило: затягивать жгут надо сильно. На конечность поверх одежды (или куска ткани) накладывают первый виток, затем, с одинаковым натягом наматывают остальные витки, стараясь расположить их как можно шире (фото 4, 5). Если жгут наложен слабо – пережимая вены, он не сдавливает расположенных глубже артерий. (Прибывая по артериям, кровь не уходит в вены и кровотечение и боль усиливаются). Поэтому, сразу после того, как жгут затянут, проверьте пульс ниже места его наложения. Главной целью и одновременно признаком правильного наложения будет то, что рана абсолютно перестанет кровоточить. Сразу же, не откладывая, запишите время наложения жгута (на клочке бумаги, одежде раненого, пластыре) (фото 6). Поверьте, это очень важно: перекрывать кровоснабжение конечности можно только до определенного предела, иначе это приведет к некрозу тканей и ее ампутации. Если помощи придется ждать долго – жгут нужно через некоторое время ослаблять до появления на конечности пульса (летом – через 1 час, зимой – 30 минут) и, если кровь не перестает течь, вновь затягивать.

       Если из раны равномерно вытекает густая темная кровь, жгут накладывать не надо, в этом случае рану тампонируют куском бинта и сверху туго перебинтовывают. Увидев в ране глубоко застрявшие осколки (всего, чего угодно) не спешите их оттуда тянуть! Это вызовет усиление кровотечения и, конечно, боль. Фрагменты, застрявшие глубоко, обложите со всех сторон кусочками перевязочного материала и туго перебинтуйте.
       Еще одно явление, требующее быстрого вмешательства – открытое проникающее ранение легкого, когда воздух свободно входит и выходит из раны. Легкое не может полноценно развернуться на вдохе, человек начинает задыхаться и вскоре теряет сознание. Рану надо на выдохе закрыть любым воздухонепроницаемым материалом и, положив сверху слой бинта (ваты, материи), туго перебинтовать.

       Если раненый находится в кювете, на тротуаре, близко к обочине – это облегчает дело, трогать его не надо. Но как быть, если человека приходится срочно эвакуировать с проезжей части? В этом случае действовать нужно плавно и скоординировано. Сначала каждому из (минимум трех) носильщиков индивидуально определить часть тела, за которую они ответственны. («Ты – за руки, я – за ноги») При этом: один человек перемещает только голову и шею, сохраняя их первоначальное положение (фото 8), второй – туловище, третий – ноги, вообще – в идеале переносить вчетвером. Тогда двое, став по обе стороны от лежащего, берутся одной рукой за ремень, или пояс брюк, второй рукой – за штанину внизу; третий человек подводит руки под туловище, ближе к плечам, а четвертый перемещает только голову (фото 9). Действовать надо как можно плавнее и осторожнее. В результате вы должны уложить раненого в безопасном месте на ровную твердую поверхность.
       На этом первую** часть нашего обзора мы закончим. Приведенные здесь приемы не надо заучивать или на ком-то отрабатывать, просто внимательно прочитайте несколько раз и, если вдруг наступит время их применить, а вы засомневаетесь – вспомните, что лежащий перед вами человек, так же, как вы, очень хочет жить, и он жив, пока вы за него боретесь.
       «Первая неотложная» – это то, чему раньше учили на курсах по вождению, это то, что должен уметь выполнить каждый водитель, это просто спасение человеческой жизни. И очень печально, что как раз эти знания представляют собой у большинства из нас огромный пробел…

       Первая неотложная помощь заключается в проведении мероприятий, направленных на предотвращение немедленной смерти: реанимация (закрытый массаж сердца, искусственное дыхание) и остановка массивных кровотечений. Большего от вас никто требовать не станет, но эти три составляющие являются обязательными и правильному их проведению полностью посвящена эта статья.
       Увидев развитие ДТП, нам легче предположить, какие раны получил пострадавший, но всегда нужно подозревать и самое худшее, а затем постепенно убеждаться в отсутствии той или иной травмы.
       Шина – это обобщенное название твердого предмета, необходимого для иммобилизации (фиксации) сломанной конечности в положении, исключающем сдвиг сломанных костей относительно друг друга.

       Из скомканной окровавленной «тряпки» на асфальте современная медицина может вновь сшить человека, но только при условии, что вы доставите его в больницу, поддерживая дыхание и работу сердца. Оказывая первую помощь, забудьте о брезгливости, забудьте о страхе и собственной боли, то, за что вы боретесь – гораздо важнее всего перечисленного!

    * Если массаж сердца делают ребенку – вес тела применяют не полностью, или производят толчки только одной рукой. При проведении ребенку искусственного дыхания главное помнить, что объем его легких вдвое меньше, чем у взрослого, поэтому делайте неполный вдох!
    ** Во второй части Анатолий Степанович любезно согласился дать описание некоторой медицинской помощи и самопомощи, приемов диагностики и транспортировки при переломах, ранах, ожогах, на случай, если пострадавшие находятся на значительном расстоянии от населенных пунктов (на эндурных «покатушках», в путешествии и т.д.).

    * Прощупывая пульс на сонной артерии, не смещайте шею!
    * При снятии шлема движение должно быть плавным и дугообразным, от нижней челюсти к темени.
    * Закрутка готова. Не забудьте записать время ее наложения!
    * Если перенос осуществляют четверо, то четвертый берется за ремень и штанину, встав напротив третьего (на фото - крайний справа)
    * При переносе – следите, чтобы голова, шея и плечи оставались на одной горизонтали!

    Фото: Аркадий.
    Спасатели: Блэк, Пельмень.
    Жертва: Комбат.
    Текст: Ольга Павлова.
    Категория: Помощ | Добавил: НИЛОВИЧ (29.04.2009)
    Просмотров: 1837
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2024