Зимой практически перед каждым мотоциклистом встает вопрос,
который по мере приближения весны заостряется, как меч: "Во что же
экипироваться на следующий сезон?" Чтобы и выглядеть круто, и
функциональность при этом не страдала. Походы по специализированным
магазинам и салонам дилеров превращаются порой в паломничества, едва ли
не превосходящие по времязатратам и накалу страстей таковые у дам в
период шоппинга. Вопрос: "Что же выбрать?" порой кажется неразрешимым в
условиях того изобилия, которое постепенно идет и на наш рынок.
Конечно же, весь мир мотоэкипировки столь разнообразен, что одна статья
просто не способна вместить всей необходимой для осуществления
правильного выбора информации. Поэтому в этом номере мы пока обратимся
к изделиям из канонического для мотоциклистов всех времен и народов
материала — кожи и рассмотрим то, что можно купить в Украине.
Как и в начале прошлого века, сегодня кожа по прежнему остается лучшим
выбором для спортбайкера (да и для водителя "дорожника" тоже). Несмотря
на плоды технического прогресса и непрекращающуюся работу “яйцеголовых”
над новыми, более совершенными текстильными тканями, мотоодежда из кожи
пока превосходит текстиль в стойкости к истиранию и разрыву. Но нужно
четко понимать, что кожа для пошива мотоциклетной экипировки, и кожаные
курточки, продающиеся на троещинском рынке с надписями "Yamaha Racing"
или "Honda Forever!" отличаются так же, как нетронутое сознание зулуса
отличается от закомплексованного разума среднестатистического кандидата
наук. Если серьезно, то прежде, чем попасть на прилавки мотосалонов в
виде курток, штанов и комбинезонов, кожа проходит многочисленные стадии
обработки и только после этого длительного и трудоемкого процесса она
приобретает качества, ценимые мотоциклистами. Наибольшее
распространение получили изделия из коровьей кожи, обладающей
оптимальным балансом качеств и стоимости. На две головы выше изделия из
кожи кенгуру. Кожа кенгуру примерно в три раза прочнее коровьей,
поэтому, при сходной массе, "кенгурячьи" комбинезоны в три раза
прочнее, а сходные по прочности — примерно в три раза легче. Даешь
одежду из кожи кенгуру в массы! Ан нет, практически непреодолимой
преградой на пути к этому стоит стоимость мотоодежды из кожи кенгуру,
поэтому чаще всего ее используют для изготовления профессиональных
гоночных комбинезонов. Для массового потребителя предназначается
одежда из кожи коров. Не знаю, делают ли бобры коровам животворный
массаж, чтобы их кожа была "мягкой и шелковистой", но прежде чем
попасть в цех обработки, кожа проходит жесткий отбор, исключающий
попадание поврежденного материала на конвейер. Затем следует процесс
обработки, дубления и окраски кожи, причем длиться он может до
нескольких дней. При этом кожа приобретает нужные качества. Для пошива
мотоодежды используется наиболее прочный, верхний слой кожи, называемый
"наппа". Под ним есть еще один слой, более эластичный и мягкий, своим
внешним видом напоминающий замшу. Это "нубук", известный своей хорошей
способностью пропускать воздух, своеобразный природный "дышащий"
материал. Итак, после того, как некие теоретические моменты
освещены, логично будет рассмотреть разные типы кожаной мотоэкипировки
на конкретных примерах. Для этого мы взяли продукцию двух известных
мировых торговых марок IXS и Dainese. Швейцарский IXS являет собой
качественную продукцию среднего ценового диапазона. Dainese —
достаточно дорогой итальянский бренд. 1
Итак, первый "лот" — кожаный комбинезон Dainese Suchoi. В принципе —
это вершина "модельного" ряда компании, представляющая собой
профессиональный гоночный комбинезон. Естественно, что его
использование в повседневном мотоциклетном обиходе не только абсолютно
не оправдано, но и абсурдно. Кесарю — кесарево, как говорили древние.
Так и для Dainese Suchoi есть одно подобающее место — на теле гонщика.
Зато, использованный по своему прямому назначению, этот комбинезон
поражает продуманностью, качеством и великолепной защитой.
Изготовлен он из высококачественной наппы и представляет собой
ультимативный аксессуар для спортсменов. В отличие от большинства
комбинезонов, в этом "загрузка тела" осуществляется "вертикальным
способом". Требования аэродинамики являются одними из основополагающих,
как для мотоциклов, так и для пилотов, являющих с машинами органичную
систему. Комбез сидит очень плотно, поэтому влезать в него приходится
практически "с мылом". Кроме того, скроенный под эмбриональную посадку,
комбинезон не позволяет стоять, нормально выпрямившись. Зато,
облачившись в эти доспехи и усевшись на байк, чувствуешь себя
суперменом: комфорт поразительный, да еще и в сочетании с
высочайшим уровнем защиты. Он обеспечивается целым комплексом
элементов, призванных "спасти и сохранить". Плечи, локти и колени
защищены пластиковыми щитками и вставками из мягкого гелеобразного
демпфирующего материала. В точках, испытывающих наибольшую абразивную
нагрузку при скольжении по асфальту, установлены титановые накладки.
Помимо этих стандартных, в общем, средств защиты в "базе" установлена
развитая защита спины, предплечий, голени. Высокие защитные свойства
комбинезона чрезвычайно важны, но не менее важно не допустить аварийной
ситуации, обеспечивая пилоту максимальный комфорт и приемлемую свободу
движений. Именно поэтому дизайнеры Dainese отказались от общепринятой
практики исполнения комбинезона полностью из кожи. Вместо этого в
местах, не страдающих при падениях, но имеющих решающее значение для
обеспечения комфорта и подвижности (на локтевых сгибах, под мышками, в
районе икр, на животе и в паховой области), применены вставки из
эластичного кевлара. Это полиамид на основе ароматических
углеводородов, обладающий высоким сопротивлением разрыву, а температура
его плавления — более 400 0С. О великолепных свойствах материала
говорит тот факт, что он является также основой для изготовления
бронежилетов, парашютных строп и куполов… Альтернативой Dainese Suchoi
может служить комбез от Spidi R2 Kangaroo. Профессиональный гоночный
"экип" заставит вас раскошелиться: Suchoi потянет на $2600, продукт от
Spidi стоит 1220 евро. 2
Все, о чем было рассказано выше это, так сказать, спортивная крайность,
для мотоциклиста-обывателя совершенно лишняя. Тот, кто ездит в городе
или совершает не экстремально дальние загородные поездки, выдвигает
иные требования к экипировке. Что касается безопасности, то никаких
компромиссов здесь нет и быть не может, а вот в отношении комфорта и
удобства эксплуатации разница более чем ощутима. В качестве яркого
примера экипировки на каждый день можно взять комбинезон IXS Trophy.
Разница видна невооруженным глазом — Trophy сделан по раздельной схеме
и штаны с курткой соединяются при помощи змейки. Что это дает
владельцу? Недостижимый для классического комбинезона комфорт в
повседневной носке. Нет нужды втискиваться в комбез, ведь можно
"по-человечески" надеть штаны, а затем — куртку. Ее, родимую, можно
носить отдельно от штанов, но если вас потянуло на трек, то нет
проблем: легким движением руки штаны пристегиваются к куртке, и вы в
комбинезоне. Защита тут стандартная и вопросов не вызывает: она
покрывает локти, плечи, колени и спину. Отличие от продукта Dainese — в
не столь "изысканных" материалах, однако
функциональность высока. Более бюджетный подход выражается еще и в том,
что защита спины практически отсутствует. То есть, наличествует мягкая
гелевая вставка, которую для пущей сохранности внутренних органов,
следует заменить полноценной защитой по своему вкусу. Основной материал
комбинезона — наппа. Там, где это нужно, для обеспечения комфорта
использованы вставки из стретч-кордуры, текстильного материала,
обладающего высокой прочностью на разрыв. Кстати, производители
применяют кордуру с разными характеристиками, главная из которых —
плотность, измеряемая в единицах den. Чем выше плотность — тем выше
сопротивляемость разрыву (этот показатель критичен скорее для полностью
текстильной мотоодежды, выполненной из кордуры). Еще одно слагаемое
удобства — наличие съемных подкладок в куртке и штанах. Они повышают
общий комфорт носки, впитывают пот и легко поддаются стирке.
Пригодятся и три кармана, один из которых наружный, а два других —
внутренние. В расчете на любителей потренироваться на треке, есть точки
крепления для слайдеров, которые придется докупать отдельно. Trophy
подкупает еще и вполне удобоваримой ценой, эквивалентной $600. Чуть
меньше (точнее, $500) стоит раздельный комбинезон Beast от чешского
бренда Padana. Есть вариант и из высшего ценового сегмента "в лице"
Spidi Varitek Touring, за $1120. 3
Но предположим, что спортивные амбиции в любых их проявлениях (бывает
и такое) вам чужды. Удовольствие доставляет относительно спокойная езда
"из пункта А в пункт Б", а стиль и удобство ценятся вами выше, чем
изощренная аэродинамика и космические материалы. В таком случае вам
подойдет куртка классического типа, такая, как IXS Tecum ($350). Куртка
идет без штанов, хотя при желании их (штаны) можно докупить отдельно и
носить либо полностью раздельно, либо, воспользовавшись заботливо
предусмотренной застежкой, как комбинезон. Куртка выполнена из
качественной наппы, выглядит неброско и благородно. В ней нет
спортивных элементов, специальных аэродинамических поверхностей,
цветовая гамма умеренна. Вместо этого есть целых пять удобных карманов
для документов и иного скарба (два внутренних и три наружных). Более
того, эту куртку можно запросто использовать и поздней осенью и ранней
весной без риска заработать насморк. Это возможно благодаря съемной
подкладке, сочетающей свойства винд-стоппера и терморегулятора, не
"отпуская" тепло. Защита — стандартная: плечи, локти, карман для
самостоятельно купленной защиты на спине. Как видно, куртка достаточно
"цивильная" в плане технологий и наворотов, но комфорт при ее
эксплуатации высок. Есть подобный стильный продукт и в коллекции Spidi.
За куртку Manta из этой колекции попросят 650 "вечнозеленых".
Напоследок о том, что, в принципе, элементом экипировки не является, а
выступает, как аксессуар от известного производителя. Речь идет о
кожаных штанах IXS Tuco, которые должны прийтись по вкусу поклонникам
чопперов и круизеров. Лишенные всякой защиты, они, тем не менее,
придутся впору, если вы придерживаетесь определенного стиля в одежде,
однако стоит помнить, что защитные свойства подобных предметов одежды
нельзя назвать даже достаточными — их там просто нет. Это сказалось и
на цене: стать счастливым владельцем Tuco можно за 800 грн. Немного
больше (934 грн.) попросят за штаны Padana Street jeans.
Вот
так вкратце выглядит экскурс в кожаную мотоодежду. Экипировка, о
которой говорилось выше, представляет собой определенные ступени в
мотоодежде, от профессиональной до, фактически, повседневной. Между
ними есть еще модели, которые в силу тех или иных особенностей тяготеют
к той или иной категории, в любом случае трезвая оценка сферы
применения поможет вам сделать правильный выбор, о котором не придется
потом жалеть. И еще одно: качественная мотоэкипировка — это, прежде всего безопасность, а потом уже все остальное. Текст: Денис ЛОСЬ Фото: michel
|